ГлавнаяРегистрацияВход
МАГИЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Главная » 2009 » Июнь » 18 » Еврейская и западная каббала
Еврейская и западная каббала
09:40
Еврейская и западная каббала
Отрывок из книги: Дао и Древо Жизни 

Я исправил здесь некоторые ошибки, допущенные в переводе.


Вначале Каббала была сугубо иудейской системой и развивалась как эзотерическое толкование Торы. 

Тора, или Пятикнижие, -- это первые пять книг Библии: Бытие, Исход, Числа, Левит и Второзаконие *. Их авторство приписывается Моисею, и в виде отдельных рукописных свитков они хранятся в синагогах по всему миру, а в напечатанном варианте содержатся в каждой Библии на любом языке. 

Естественно, что в иудаизме, как и в других религиях, имеется своя мистическая традиция. Такой традицией для евреев является Каббала, которая на протяжении почти всей своей истории, по мере смены поколений, была именно устным преданием -- из рук в руки, от учителя к ученику. Само слово Каббала означает "предание", и этим подчеркивается ее специфика: получить запечатленные в Каббале знания можно лишь непосредственно от учителя-посвященного -- того, кто ими обладает. 
Истоки Каббалы 

Ранняя история Каббалы окутана тайной. Согласно одной из легенд, после грехопадения и изгнания из Эдема Каббалу преподал Адаму архангел Рафаил. По другой легенде первым каббалистом, а также автором книги "Сефер Йецира" -- одного из классических текстов Каббалы -- был Авраам. В еще одной легенде говорится, что, когда Моисей спускался с горы Синай со скрижалями, запечатлевшими полученное им от Бога откровение, на них была именно Каббала. Увидев, что за время его отсутствия евреи начали поклоняться Золотому Тельцу, Моисей в гневе разбил скрижали и вновь поднялся на вершину Синая, откуда вернулся уже с Десятью Заповедями -- сводом законов для заблудших и неблагодарных "детей Израиля", позабывших о том, что Моисей вывел их из плена египетского, где они были рабами фараона. Десять основополагающих принципов Каббалы в их подлинном виде были изустно переданы Моисеем Аарону, его брату и верховному жрецу. Впоследствии Каббала, тщательно оберегаемая от профанов, была достоянием только жреческого сословия, и изучать ее могли только жрецы: непосвященный, чтобы получить к ней доступ, вначале должен быть тверд в Законе. 

В еврейской Каббале, помимо того, что она и так отнюдь не легка в усвоении, существует множество различных направлений и школ. Нельзя говорить о Каббале как о единой системе: есть только комплекс знаний, состоящий из различных традиций толкования, которые возникли вокруг нее на протяжении пяти тысячелетий. 
Древо Жизни 

В течение почти всей своей истории Каббала была тайным достоянием исключительно иудеев. Только в двенадцатом веке в Испании с нее был снят покров тайны. Именно там появилась схема, известная как Древо Жизни и связывающая ортодоксально-иудейскую традицию Каббалы с традицией западной. На схеме Древа Жизни построена почти вся западная каббалистика, в то время как в еврейской каббалистике ей отводится гораздо более скромное место. 
Рис. 1. Иллюстрация из книги "Portae Lucis" (1516 г.). 
Впервые эта схема появилась в книге "Portae Lucis", изданной в 1516 году. Книга представляет собою латинский перевод каббалистического труда "Шаарей Ора" ("Врата Света"), написанного примерно в 1290 году рабби Иосифом Гикатиллой (1248--1323). XIII век был отмечен особым всплеском мессианских чаяний среди иудеев; пророчествами близкого пришествия Мессии было полно учение Авраама Абулафии, в ту пору одного из виднейших авторитетов по Каббале. До 1516 года сам оригинал "Врат Света" был известен лишь немногим и только в виде рукописи. Именно латинское издание "Portae Lucis" отмечено выразительной деталью: на титульном листе изображен человек, в руках которого -- дерево с десятью сефирот. 

Публикация этой книги и отмечает рождение новой Каббалы. К изданию 1516 года вполне применим термин "христианская Каббала". Знаменательно, что в версии оригинала, т. е. на иврите, сочинение Гикатиллы было издано только в 1559 году -- через год после первой публикации книги "Зогар" ("Сияние", или "Блеск"), которая вместе с книгой "Сефер Йецира" составляет классику иудейской Каббалы. Колоссальный по объему (около двух тысяч страниц) "Зогар" вызвал революционные перемены в иудейской Каббале, но его влияние едва коснулось Каббалы западной. А вот малоизвестная ныне книга "Portae Lucis" оказала значительное влияние на духовную жизнь Запада, -- влияние, имевшее два аспекта. 

Во-первых, вскоре после выхода в свет латинского издания "Врат Света" несколько фанатиков-доминиканцев обратились к Папе Льву X, настаивая на необходимости конфисковать и предать огню вообще все еврейские книги как источник всяческих ересей и соблазнов. Но уже в 1517 году христианский мистик Иоганн Рейхлин (1455--1522) в своем классическом труде "De Arte Cabalistica"("Об искусстве Каббалы") использовал цитаты из книги Гикатиллы, чтобы убедить Папу, которому посвящалась работа, в ценности иудейского учения, -- и книги евреев были спасены. 

Рейхлин был убежден, что Каббала -- учение вполне христианское. Он утверждал, что в эпоху патриархов, еще до Моисея, Имя Бога можно было записать тремя буквами (Йод-Хе-Вау), составлявшими так называемый Триграмматон. Позже Моисею было впервые открыто Имя Бога уже из четырех букв, или Тетраграмматон -- (Йод-Хе-Вау-Хе), -- о чем упоминается в самой Библии (Исх. 3: 15). Наконец, с пришествием Христа Тетраграмматон преобразился в Пентаграмматон (Йод-Хе-Шин-Вау-Хе), когда к нему прибавилась буква (Шин). Пентаграмматон, кстати, -- это еврейское имя "Иисус" (Иешуа). На этом имени и была основана христианская Каббала. 

Кроме того, Рейхлин показал, что в религиозной практике каббалистов было больше любви к Богу, чем традиционного для евреев "страха Божьего". В этом смысле, считал Рейхлин, каббалисты неотличимы от христиан. Рейхлин старался убедить Папу в том, что под упоминаемым в Каббале Мессией подразумевался Иисус. На самом же деле каббалисты не верили, что Мессия уже появился, -- в отличие от христиан, признавших Мессией Иисуса. 

Во-вторых, книга "Portae Lucis" оказала мощное влияние на самые различные оккультные группы по всей Европе. И это влияние не ослабевает по сегодняшний день. 
Современная еврейская Каббала 

Как уже было сказано, изложенные в "Шаарей Ора" идеи нельзя считать основополагающими для современных каббалистов-иудеев: в настоящее время они по традиции следуют учению книги "Зогар" в толковании великого рабби Исаака Лурии (1524--1572), известного также как Ари. Лурианская Каббала очень сложна. Однако, если добраться до сути, можно увидеть, что основные ее положения во многом перекликаются с тем описанием творения вселенной и ее эволюции, которое дает современная физика. 

Именно в лурианской Каббале основное внимание уделяется Нижнему миру -- царству тьмы и обиталищу демонов, куда были изгнаны искры божественного света. В этот мир клипот -- мир духовных "скорлуп" -- последователь Лурии 
совершает, с помощью особой техники медитации, некое путешествие -- с тем чтобы освободить эти искры Божества и 
привести их в Верхний мир. Такой процесс был назван Единением, поскольку в данном случае усилия каббалиста направлены на то, чтобы способствовать возвращению божественного света из мрачной темницы клипот и его слиянию с источником. 

Лурианская Каббала практически неизвестна последователям западной каббалистической традиции. Западных каббалистов интересовали главным образом Древо Жизни и сефирот, которые представляют собой далеко не всю еврейскую Каббалу. Кроме того, с западной каббалистикой и Древом Жизни тесно связана система Таро, к которой каббалисты-иудеи питают такую антипатию, что вообще не желают о ней говорить. 

Таково в общих чертах состояние Каббалы на сегодняшний день. Можно сказать, что западные и иудейские каббалисты просто не знают друг о друге. 

Еврейская и западная Каббала -- две очень разные традиции. То, что принято называть западной Каббалой -- это результат заимствования элементов еврейской Каббалы западным миром и смешения их с элементами других традиций. Эти заимствование и смешение начались, вероятно, еще в XII веке, когда начал приоткрываться облекавший еврейскую Каббалу покров тайны. Каббала становилась все более доступной для европейских евреев, которые передавали знания своим соседям-христианам. 
Западная Каббала 

По общему мнению, западная Каббала начала формироваться в эпоху Возрождения, вобрав в себя, помимо своего первоисточника, Еврейской Каббалы, также учение розенкрейцеров, астрологию, суфийский мистицизм, во время крестовых походов открытый на Востоке европейцами, магию, алхимию, герметизм, вообще все тайные науки того времени, не говоря о мистицизме собственно христианском. 

Первоначально Каббалу восприняли духовенство и аристократия. Каббалистика представлялась вполне достойным ученым занятием и служила прикрытием для тех христиан, которые хотели заниматься оккультизмом, не боясь быть обвиненными в колдовстве или ереси. 

К середине XIX века в западной каббалистике утвердился еще один важнейший раздел -- Таро, которое первоначально было просто системой гадания. Таро состоит из семидесяти восьми карт. Пятьдесят шесть из них аналогичны современной колоде игральных карт, но в каждой масти имеются четыре фигуры -- Король, Дама, Рыцарь и Валет -- вместо обычных трех (Король, Дама и Валет). Кроме того, есть еще двадцать две карты с картинками, которые называются Большими Арканами. Каббалисты усматривали в них связь с двадцатью двумя буквами еврейского алфавита. Происхождение двадцати двух карт Больших Арканов неизвестно. Несомненно, когда-то существовали тайные оккультные школы, обладавшие знанием о связи между двадцатью двумя картами и двадцатью двумя буквами иврита.** 

Впервые фрагменты этого знания были обнародованы во Франции в 1850-е годы, в двухтомном сочинении известного оккультиста Элифаса Леви "Учение и Ритуал Высшей Магии". В представлении Леви магия как трансцендентальная система расширения сознания опирается на Таро, а в основании Таро лежат принципы Каббалы. Нет нужды говорить, что эта книга вызвала настоящую бурю. 

Иудейские каббалисты никогда не соглашались с тем, что Таро имеет хоть какое-то отношение к Каббале. Очевидно, это связано с запретом на изображения, сформулированным в Десяти Заповедях, а также с косностью мышления. Хотя еврейская Каббала построена на нумерологической системе, в которой идеи, слова и фразы с одинаковым числовым содержанием рассматривались как имеющие внутреннюю связь (каждая буква в иврите означает какое-либо число), они не увидели никакой связи между двадцатью двумя картами и двадцатью двумя еврейскими буквами. Возможно, это главный камень преткновения между еврейскими и западными каббалистами. Я не буду вдаваться во все "за" и "против" каждой стороны. Еврейский каббалист, когда он говорит, что Таро не входит в Каббалу, прав точно так же, как и западный каббалист, который говорит, что входит. Каждый из них говорят о своей собственной системе Каббалы. 

Западная Каббала снискала известность в конце XIX и в XX веке в Англии благодаря оккультным группам вроде "Золотой Зари". Большая часть современной западной каббалистики основывается на трудах этих английских исследователей, которые завершили оформление системы, привнеся в нее египетскую атрибутику. Алистер Кроули, выпускник "Золотой Зари", блестяще показал универсальность Каббалы и ее связь с другими мистическими и религиозными системами. Это, несомненно, является главной заслугой Кроули, отчасти искупающей его скандальную репутацию. В то время как еврейский каббализм доступен лишь узким кругам благочестивых иудеев, а даосская йога пропитана китайской символикой, западная Каббала универсальна в своей способности охватывать все системы. Возможно к ней больше подходит название "западная Традиция", чем "западная Каббала". 

Западная Традиция по сравнению со своими даосской и еврейской сестрами еще молода. Ей еще расти и расти. 

В свою очередь, еврейская Каббала только начинает выходить из долгого периода спячки. Современные ученые, такие как Гершон Шолем, снова вернули ей законный статус. Блестящие писатели вроде Арье Каплана после более чем ста лет забвения возродили интерес к изучению и практике Каббалы у ортодоксальных иудеев и хасидов. В университетах Израиля появились кафедры Каббалы. Последователи рабби Филиппа Берга проповедуют ее на улицах Нью-Йорка. Каббала начала возвращаться к жизни, когда евреи обратились к изучению своего мистического наследия. Возможно, это реакция на их разочарование в "рациональном" мире после Холокоста. Возможно, это начало совершенно новой эпохи. Время покажет. 


Источник (с) 1996 Eric Steven Yudelove


Просмотров: 1248 | Добавил: magic-country | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024